Притащил домой самопальную приспособу для торцовки каретки, а она чуть толще, чем надо. Кстати, массивная получилась штука:
Точить стальную болванку наждачкой — то еще удовольствие! Поэтому надо было подумать, может быть лучше расточить алюминиевую кареточную трубу?
Нашел спецификацию на кареточный узел, оказалось, что внутренний диаметр трубы должен быть в пределах 40.95 — 41.00 мм. А у меня всего 40.7.
Итак, точить надо именно раму. Тем самым я убиваю двух зайцев: подгоняю трубу под мой самодельный торцовочный инструмент и в то же время делаю посадочный диаметр ближе к тому, каким он должен быть. А то, что алюминий стачивается гораздо приятнее, чем сталь — это просто приятный бонус 🙂
Растачивал трубу с помощью подходящей оправки с наклеенной наждачкой. Хватило буквально нескольких минут, чтобы увеличить диаметр примерно на 0.15 мм.
Точил до тех пор, пока моя приспособа не начала втыкаться внутрь до упора:
Отдельное спасибо китайцам, что формировали посадочные диаметры трубы справа и слева за один проход. Об этом свидетельствует идеальная соосность — выточенная на токарном станке приблуда идеально вошла в трубу. А если учесть, что зазоров и люфтов практически нет, то будь там хоть малейший перекос, ее бы там просто заклинило.
Кстати говоря, кареточная труба — не просто гладкая труба. Она имеет утолщения стенок на глубине ~15 мм от краев. А внутри она как бы расширяется. Это можно заметить на фото:
Самопальный инструмент позволяет воочию увидеть все косяки и неровности на торце кареточной трубы. В моем случае длина трубы со стороны нижних перьев была явно короче, чем с противоположной стороны. Дело еще усугублялось наплывами грунтовки и краски в некоторых местах. Удалось зафоткать зазоры с обеих сторон:
Как я уже говорил, максимальный разброс длины кареточной трубы с разных ее сторон достигает 0.3 мм. Будем все это исправлять. Мне осталось только наклеить наждачку и можно приступать к стачиванию лишнего:
Если бы торец трубы был идеально ровным и перпендикулярен к оси каретки, то металл стачивался бы равномерно по кругу. Но в нашем случае это не так:
Видно, что с одной стороны уже давно шлифуется алюминий, а с другой — еще даже до краски не дошло.
Время от времени очищаем наждачку от забивающего ее алюминия:
Кстати, если бы мне еще раз пришлось бы изготавливать это приспособление, я бы кое-какие размеры изменил бы. Например, было бы гораздо удобнее, если бы проточка была шире (допустим милиметра 4) и немного глубже (тоже 4 мм). И еще я бы сделал ту часть, за которую держишься рукой в процессе работы, слегка большего диаметра и длиной не 15 мм, а все 30. Так за нее было бы удобнее держаться.
Процесс шлифовки занял какое-то время, но я никуда и не торопился. Напротив, мне все это было даже в радость.
Вот что получилось в конечном итоге. Это вот слева:
А это справа:
Правая сторона была значительно более кривее, чем левая. Я ее долго шлифовал. Кстати, в старой каретке BB71 у меня накрылся именно правый подшипник. Шарики в нем стали похожи на что угодно, но только не на шарики. Не знаю, есть ли тут взаимосвязь. По идее, из-за кривизны всей конструкции должны страдать оба подшипника. При этом подшипник в левой чашке — ничо такой, кмк он еще столько же проездил бы.
Между прочим максимальная длина кареточного стакана, которую мне удалось намерять перед торцовкой — 89.6 мм. А самое маленькое значение — 89.3 мм.
После шлифовки длина стала одинаковой в любом месте и равна — 88.95 мм. На пять сотых милиметра меньше, чем допускается стандартами. Спишем это на погрешности измерения.
Кстати, кареточная труба должна не короче, чем 90.3 мм (а с 2.5-милиметровым спейсером — не короче 87.8). Иначе при запрессовке чашки упрутся в герметизирующую пластиковую трубку и либо раздавят ее либо что-то другое поломается.
На этом все. Осталось только запрессовать новую каретку и вернуть систему на место. И можно снова катать!!!
Эх, как же все-таки приятно осознавать, что мой велосипед стал еще немножечко ближе к идеалу!
Здраствуйте, підкажіть будь-ласка Купил велосипед и заметил что на углу кареточного узла рами есть небольшой откол меттала..какая причина может бить .и стоит ли менять раму по гарантии
Какая причина? Да мало ли.. Вы бы фото показали что ли
Интересно, а таким инструментом можно переделать 73 мм. кареточный стакан на 68 мм.? Если шлифовать медленно и печально?
Ахахах) Чисто теоретически, конечно, можно. Ничто не мешает стачивать трубу сколько угодно (пока в раму не упрешься). Только зачем? Чтобы конце концов получить кареточный стакан, не подходящий ни под одну из кареток? Не, ну есть, конечно, 68-миллиметровые каретки под запрессовку (ВВ30 или ПФ30), но там диаметры совсем другие. А все остальное — под резьбу, так что тоже никак…
Как у вас купить это приспособление?
Да я ващет не планирую его продавать. Вот куплю новую раму с пресс-фитом, а у меня уже и приспособление для торцовки имеется, красота 😉