Самое страшное, что можно запороть в велосипеде несвоевременным ТО — это вилка. Цепь обычно изнашивается очень медленно и рано или поздно вы все равно измерите ее длину штангелем (или проверите калибром) и все узнаете. Покрышки видно невооруженным глазом. Каретка начнет хрустеть. Тормоза прежде чем совсем откажут, будут дико визжать сточенными колодками и странно тормозить. Все это невозможно не заметить.
А вот вилку можно запросто прошляпить. Она умирает тихо и незаметно. Грязь, проникающая вовнутрь, смешивается с маслом и ведет к повышенному износу всех рабочих поверхностей. А это, в свою очередь, приводит к еще большему подсосу всяких говен через пыльники и еще большему износу всей конструкции (в геометрической прогрессии). И все это практически без каких-либо видимых симптомов. Некоторые понимают, что с вилкой что-то не так, только когда ее клинит наглухо.
Тогда вилка, конечно же, разбирается и внутри обнаруживаются следы воздействия абразива на полированные поверхности, следы коррозии, куча грязи, грязное масло (или, как вариант, полное его отсутствие). В часности вот так выглядит пыльник внутри вилки через ~200 часов работы без ТО:
А вот что стало с анодированным покрытием алюминиевых ног:
И это еще самое начало! В вилку вовремя залезли и повреждения не успели достичь фатальных размеров. Особо запущенный случай выглядит так:
Как этого не допустить? В мануале к вилке сказано, что ей нужно делать ТО через каждые 50 часов работы. Но не будешь же ездить с секундомером? Хотелось бы, чтобы функцию такого секундомера взял на себя велокомпьютер. Но в моем компьютере (VDO X1DW) интервал сервисного обслуживания почему-то задается в километрах, а не в часах.
Я вижу два варианта решения проблемы:
1. Сбрасывать счетчик поездки после каждого ТО вилки (а не перед каждым выездом, как обычно). Соответственно, когда время в пути достигнет 50 часов — значит пора делать ТО. Мне кажется это не очень удобным, т.к. не будет возможности посмотреть максимальную и среднюю скорость, пройденное расстояние текущей поездки.
2. Примерно прикинуть какому расстоянию соответсвует 50 часов езды. Если принять за среднюю скорость движения 20 км/ч (неспешные покатушки), то получается, что это 1000 км. Соответственно, задаем в настройках компа сервисный интервал в 1000 км и как только появился гаечный ключик на дисплее — значит пришло время приспустить штаны (с вилки).
Ключик выглядит так:
Этот значок пропадет через 50 км после того, как появился.
Интересно, что отсчет нового сервисного интервала начинается не сразу после того, как вы его изменили в настройках. Сначала компьютер дождется пока закончится установленный ранее интервал и только после этого начнет считать новый. Например, у вас в настройках стоял интервал 1000 км, а вы уже проехали 800 (т.е. до появления следующего ключика на экране оставалось 200 км). И в этот момент вы решили, что 1000 км слишком мало, полезли в настройки и выставили там 2000 км. Так вот, первый раз значок ТО появится на экране через 200 км (т.е. сначала всегда завершается предыдущий интервал). А вот следующий раз значок появится уже через 2000 км после того, как появился предыдущий. И далее уже будет появляться через каждые 2000 км. Такая вот особенность.
(На всякий случай запишу тут, что в тот момент, когда я выставил межсервисный интервал равный 1000 км, общий пробег байка составлял 5720 км).
Кстати, надо будет заменить батарейку в датчике. Вообще, производитель рекомендует менять батарейки раз в год, но в самом компе она пока еще живая и даже работает на морозе. А вот датчик умер как только попал на холод (два км продержался).
Интересно, что про температурный диапазон производитель говорит хитро: рабочая темп. дисплея от -15 до +60°С. То есть только про сам ЖК-дисплей. Мол, все остальное проверяйте сами.
Батарейка там — 3-х вольтовая литиевая 2032:
П.С. от 29.01.2016
Купил:
и поменял:
Поставил батарейку (Navigator) только в сенсор, а сам комп пока со старой поработает.
П.С. от 20.05.2016
Выяснилось, что не получается использовать время поездки для отсчета 50-часового интервала, так как комп сам сбрасывает показания текущей поездки через каждые 24 часа езды.
П.С. от 02.09.2018
Сегодня комп странно глюканул — просто взял и обнулился в процессе езды. Сбросилось вообще все — время, размер колеса, общий пробег (а было около 19500 км), данные текущей поездки и язык интерфейса.
А еще за эти годы раздрочилось крепление велокомпа к столику (базе) и теперь он самопроизвольно пытается отстегнуться от вибрации. Новый столик стоит каких-то, на мой взгляд, совершенно неадекватных денег за кусок пластика.
Небольшой ремонт
Некоторое время назад выяснилось, что компьютер утратил былую водонепроницаемость. Если достаточно долго (неск. часов) ехать под дождем, то внутрь как-то просачивается вода и комп просто вырубается. При этом теряется вся инфа, все сбрасывается до заводских установок. Это очень неприятно.
Седня (22 апреля 2020 года) решил его разобрать, посмотреть что там внутри, все как следует промазать клеем и собрать обратно. Что еще делать во время кара-каникул? Оказалось, что за все эти года, прочность клеевого шва, удерживающего прозрачное стеклышко сверху (над дисплеем), практически приблизилась к нулю. Мне вообще не потребовалось прилагать какие-либо усилия, чтобы отделить стекло от остального корпуса. То же самое могу сказать и про нижнюю половину корпуса — я смог оторвать ее просто при помощи ногтей.
Все элементы корпуса держались только на клею, никаких защелок или винтов тут нет. Внутри есть один-единственный саморез, он держит печатную плату.
Судя по всему, влага уже довольно давно стала проникать внутрь компьютера, даже металлическая рамка дисплея уже успела поржаветь:
Для дополнительной защиты схемы, решил покрыть все элементы на плате цапонлаком. Хуже точно не будет, а вот влагостойкость явно должна повыситься.
И чтоб два раза не вставать, решил проверить как сделаны кнопки. Оказалось, что сделаны они очень даже грамотно. Наружная часть кнопок (та, на которую мы давим пальцами) намертво соединена с металлическим штоком, который упирается в микро-кнопочки на печатной плате. При этом отверстия в корпусе велокомпьютера, через которые проходит шток от клавиш, уплотнены малюсеньким резиновым пыльником, который, судя по всему и должен обеспечить достаточную герметичность и водонепроницаемость:
От выпадания кнопки удерживают миниатюрные стопорные кольца — одно из таких колец можно видеть на фото (левая нижняя деталька):
Пыльники и все, что с ними соприкасается, смазал водостойкой смазкой Liqui Moly Bootsfett (чуть-чуть совсем!) и стал собирать все обратно как было. Клеить решил герметиком B-7000, очень крутая штука, кстати!
А чтобы все нормально приклеилось, обмотал все это дело синей (!!!) изолентой:
Надеюсь, после всех этих мероприятий, корпус велокомпьютера перестанет протекать и прослужит мне еще какое-то время.
Выводы
После многолетней эксплуатации я сформировал несколько требований к велокомпьютеру, постараюсь их учесть при покупке нового:
— очень хочу, чтобы был датчик температуры;
— хотелось бы, чтобы настройки компа не сбрасывались во время замены батарейки;
— очень желателен индикатор заряда батарейки;
— было бы неплохо иметь подсветку;
— в беспроводном велокомпьютере нет особого смысла. Проводной проще, надежнее, дешевле и батарейка реже садится.