Как я пытался снять каретку

У меня стоит каретка Shimano Press Fit SM-BB71-41A:

SM-BB71-41A

Через over 8000 км правый подшипник заклинило намертво. По-крайней мере, рукой он уже не крутился. Да и левый вращался как-то не охотно. Вот даже на валу системы появились отполированные области:

Вал MC-M670

Проточило вал системы. Шатуны крутились плохо

Есть подозрение, что вал вращался внутри пластиковых втулок, а не на самих подшипниках, как положено. Втулочка запрессована во внутренню обойму подшипника, а уже в нее втыкается вал шатунов. Выглядит она вот так:

Как устроена каретка BB71-41a

В общем, каретка под замену в любом случае. Сразу же заказал новую в каком-то магазе, где оказалась самая выгодная цена. Последнюю, кстати, забрал.

Каретка без резьбы, поэтому снять ее простым выкручиванием из рамы не получится. Надо использовать специальный съемник.

В зависимости от того, как чашки прилегают к стакану (остается ли бортик для того, чтобы упереть съемник), их либо выжимают либо выбивают с обратной стороны молотком. На этом видео отлично продемонстрированы обе технологии:

А вот пример реализации выпрессовщика:

Хотя можно придумать более сложный съемник, который позволит обойтись без молотка даже если чашки каретки полностью закрывают кареточный стакан. Смотрите на видео начиная с 43-ой секунды:

Тем же, кто не боится лупить кувалдой по велосипеду, можно применить такой выбиватор:

Park Tool BBT-90.3

Выбиватор для каретки

Он втыкается внутрь вместо вала системы, в итоге расклинивается там и с его помощью поочередно выбивают чашки.

Как снять каретку

Ну или можно просто взять деревяшку подходящего диаметра, упереть ее в выступ с внутренней стороны каретки и, легко постукивая молоточком по кругу, выбить чашку.

Устройство каретки PressFit BB71 (BB91)

Также неплохо подходит шайба диаметром ~29.5 мм, сточенная с обоих сторон по касательной до ширины 24 мм (чтобы можно было пропихнуть ее вовнутрь и там раскорячить):

Чем выпрессовать каретку

После того, как шайба ляжет куда надо, в нее упирается обрезок трубы (либо та же деревяшечка) и, аккуратненько выбивается молоточком сначала одна чашка, потом — другая.

Я остановился на шайбе, как самом бюджетном и быстром варианте. Чтобы было понятно, во что упирается шайба внутри чашки и каковы ее размеры, сделал несколько фоток.

Это фото уже снятой чашки (вид изнутри):

Чашка BB71

А тут показано, как в нее ложится наша модернизированная шайба:

Каретка Шимано со специальной шайбой внутри

Как выбить каретку PressFit

Карочи, запихнул я шайбу внутрь, упер с обратной стороны обрезок трубы и начал легонько стучать молоточком. Оказалось, что чашки сидят настолько плотно (или просто прикипели намертво), что выбить их оттуда не представляется никакой возможности.

Так как терять было нечего — стал лупить сильнее, а потом еще сильнее. Кончилось это тем, что пластиковая конструкция лопнула и все нахер развалилось. Подшипник вылетел, а внутри кареточной трубы осталась пластмассовая оболочка чашки:

Сломал каретку. Подшипник целый остался

Что интересно, пахнет все это дело жженым полистиролом, хотя судя по обозначению на корпусе — это армированный стекловолокном полиамид (>PA-GF<). Как, наверное, не сложно догадаться, пластик лопнул в этих местах: Как я доломал каретку

Стало понятно, что выбивание работает не во всех случаях. Пластик хрупкий, и если чашка прикипела, то есть шанс заработать еще бОльший геморрой (как в моем случае).

Надо было колхозить какую-нибудь приспособу, чтобы попытаться выпрессовать (именно выпрессовать) хотя бы вторую чашку, пока она еще целая.

Т.к. съемника нет, времени чтобы его заказать — тоже, то придется как-то колхозить из подручных средств. По идее, нужен просто обрезок трубы с внутренним диаметром 44 мм, пара шайб и шпилька с гайками:

Замена каретки велосипеда

Труднее всего найти трубу нужного диаметра. Причем она должна быть прочной. Поначалу я даже думал применить кусок трубы от канализации, но диаметр не подошел. В итоге мне на глаза попалась торцевая головка на 44 мм:

Съемник для пресс-фита

И стоила она всего 256 рублей в ближайшем магазине инструментов (последнюю, кстати, забрал). Только у нее была сделана дурацкая фаска там где не надо:

Торцевая головка на 44 мм в качестве приспособы для снятия каретки

Как выбить BB71

Пришлось долго и нудно шлифовать все это болгаркой. А потом еще наждачкой на плоскости:

Каретка велосипеда (самопальный съемник)

Торец надо отшлифовать

Заодно и пальчик себе шлифанул (куда ж без этого!):

Палец vs Болгарка

Кстати, хоть головка и на 44, оказалось, что расстояние между гранями внутреннего шестигранника колеблется между 45.3 и 45.6 мм. Видать оставили зазор, чтобы даже под самые кривые гайки подошло. Но пофег, все равно буду пробовать выпрессовывать. О том, что получилось или не получилось, расскажу позже.

П.С. Вот рассказал.

 

Димонтий

 

One thought on “Как я пытался снять каретку

  1. Весьма информативно. У меня заклинил левый подшипник. Прочитанной статьи оказалось вполне достаточно для проведения ремонтных работ. Единственное замечание в том, что настоятельно рекомендую применять проникающую смазку типа WD-40 и не спешить «колотить» по узлу сразу. Нужно терпение, что бы смазка проникла. Я применил «аналог» упомянутого Park Tool BBT-90.3. Его просто сделать из полудюймовой стальной трубы, выполнив 8 продольных пропилов длинной 50-60 мм. угловой машинкой отрезным кругом. Загиб лепестков вполне просто проводится узкими плоскогубцами. Демонтаж проводится с применением не сильных ударов небольшого молотка. Опять нужно терпение.

Добавить комментарий для Георгий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *