Как я пытался снять каретку

У меня стоит каретка Shimano Press Fit SM-BB71-41A:

SM-BB71-41A

Через over 8000 км правый подшипник заклинило намертво. По-крайней мере, рукой он уже не крутился. Да и левый вращался как-то не охотно. Вот даже на валу системы появились отполированные области:

Вал MC-M670

Проточило вал системы. Шатуны крутились плохо

Есть подозрение, что вал вращался внутри пластиковых втулок, а не на самих подшипниках, как положено. Втулочка запрессована во внутренню обойму подшипника, а уже в нее втыкается вал шатунов. Выглядит она вот так:

Как устроена каретка BB71-41a

В общем, каретка под замену в любом случае. Сразу же заказал новую в каком-то магазе, где оказалась самая выгодная цена. Последнюю, кстати, забрал.

Каретка без резьбы, поэтому снять ее простым выкручиванием из рамы не получится. Надо использовать специальный съемник.

В зависимости от того, как чашки прилегают к стакану (остается ли бортик для того, чтобы упереть съемник), их либо выжимают либо выбивают с обратной стороны молотком. На этом видео отлично продемонстрированы обе технологии:

А вот пример реализации выпрессовщика:

Хотя можно придумать более сложный съемник, который позволит обойтись без молотка даже если чашки каретки полностью закрывают кареточный стакан. Смотрите на видео начиная с 43-ой секунды:

Тем же, кто не боится лупить кувалдой по велосипеду, можно применить такой выбиватор:

Park Tool BBT-90.3

Выбиватор для каретки

Он втыкается внутрь вместо вала системы, в итоге расклинивается там и с его помощью поочередно выбивают чашки.

Как снять каретку

Ну или можно просто взять деревяшку подходящего диаметра, упереть ее в выступ с внутренней стороны каретки и, легко постукивая молоточком по кругу, выбить чашку.

Устройство каретки PressFit BB71 (BB91)

Также неплохо подходит шайба диаметром ~29.5 мм, сточенная с обоих сторон по касательной до ширины 24 мм (чтобы можно было пропихнуть ее вовнутрь и там раскорячить):

Чем выпрессовать каретку

После того, как шайба ляжет куда надо, в нее упирается обрезок трубы (либо та же деревяшечка) и, аккуратненько выбивается молоточком сначала одна чашка, потом — другая.

Я остановился на шайбе, как самом бюджетном и быстром варианте. Чтобы было понятно, во что упирается шайба внутри чашки и каковы ее размеры, сделал несколько фоток.

Это фото уже снятой чашки (вид изнутри):

Чашка BB71

А тут показано, как в нее ложится наша модернизированная шайба:

Каретка Шимано со специальной шайбой внутри

Как выбить каретку PressFit

Карочи, запихнул я шайбу внутрь, упер с обратной стороны обрезок трубы и начал легонько стучать молоточком. Оказалось, что чашки сидят настолько плотно (или просто прикипели намертво), что выбить их оттуда не представляется никакой возможности.

Так как терять было нечего — стал лупить сильнее, а потом еще сильнее. Кончилось это тем, что пластиковая конструкция лопнула и все нахер развалилось. Подшипник вылетел, а внутри кареточной трубы осталась пластмассовая оболочка чашки:

Сломал каретку. Подшипник целый остался

Что интересно, пахнет все это дело жженым полистиролом, хотя судя по обозначению на корпусе — это армированный стекловолокном полиамид (>PA-GF<). Как, наверное, не сложно догадаться, пластик лопнул в этих местах: Как я доломал каретку

Стало понятно, что выбивание работает не во всех случаях. Пластик хрупкий, и если чашка прикипела, то есть шанс заработать еще бОльший геморрой (как в моем случае).

Надо было колхозить какую-нибудь приспособу, чтобы попытаться выпрессовать (именно выпрессовать) хотя бы вторую чашку, пока она еще целая.

Т.к. съемника нет, времени чтобы его заказать — тоже, то придется как-то колхозить из подручных средств. По идее, нужен просто обрезок трубы с внутренним диаметром 44 мм, пара шайб и шпилька с гайками:

Замена каретки велосипеда

Труднее всего найти трубу нужного диаметра. Причем она должна быть прочной. Поначалу я даже думал применить кусок трубы от канализации, но диаметр не подошел. В итоге мне на глаза попалась торцевая головка на 44 мм:

Съемник для пресс-фита

И стоила она всего 256 рублей в ближайшем магазине инструментов (последнюю, кстати, забрал). Только у нее была сделана дурацкая фаска там где не надо:

Торцевая головка на 44 мм в качестве приспособы для снятия каретки

Как выбить BB71

Пришлось долго и нудно шлифовать все это болгаркой. А потом еще наждачкой на плоскости:

Каретка велосипеда (самопальный съемник)

Торец надо отшлифовать

Заодно и пальчик себе шлифанул (куда ж без этого!):

Палец vs Болгарка

Кстати, хоть головка и на 44, оказалось, что расстояние между гранями внутреннего шестигранника колеблется между 45.3 и 45.6 мм. Видать оставили зазор, чтобы даже под самые кривые гайки подошло. Но пофег, все равно буду пробовать выпрессовывать. О том, что получилось или не получилось, расскажу позже.

П.С. Вот рассказал.

 

Димонтий

 

3 thoughts on “Как я пытался снять каретку

  1. Весьма информативно. У меня заклинил левый подшипник. Прочитанной статьи оказалось вполне достаточно для проведения ремонтных работ. Единственное замечание в том, что настоятельно рекомендую применять проникающую смазку типа WD-40 и не спешить «колотить» по узлу сразу. Нужно терпение, что бы смазка проникла. Я применил «аналог» упомянутого Park Tool BBT-90.3. Его просто сделать из полудюймовой стальной трубы, выполнив 8 продольных пропилов длинной 50-60 мм. угловой машинкой отрезным кругом. Загиб лепестков вполне просто проводится узкими плоскогубцами. Демонтаж проводится с применением не сильных ударов небольшого молотка. Опять нужно терпение.

    1. Георгий, спасибо за то, что поделились личным опытом! Лично мне все-таки ближе тихое-мирное выпрессовывание, но ваш способ тоже годный. И, что самое важное, всё это легко делается в домашних условиях.

  2. После того как выбили промоподшипник из пластикового картриджа раз уж он в сборе не вышел, остатки картриджа легко удаляются. Светим ярким фонариком внутрь и видно что края пластиковой чашки позволят легонько по ним ударить деревянным тонким бруском. Затем удаляем пыльник. Делаем уже на вторую сторону круглую деревянную выколотку по размеру прома. Второй пром выходит без проблем. При запрессовке соблюдаем один нюанс сразу проконтролировать расположение пыльника. Надо иметь ввиду если пылтник встанет косо то это будет большая проблема. Поэтому при запрессовке правильно ставим его право лево там указано. Поэтапно можно вынимать запрессовку чтобы убедится что он ровно стоит по отношению ко второй чашке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *