Как я заметил ранее, внутренний диаметр кареточной трубы у моей рамы равен 40.7 мм. Это сильно меньше, чем положено. Должен быть ровно 41 мм (максимум на 0.05 мм меньше).
Посадочная поверхность новой чашки каретки приблизительно равна 41.15 мм:
И хотя каретка в раму, пусть с усилием и потрескиванием, но все же запрессовывалась и после этого даже крутилась, меня все равно не переставали терзать смутные сомнения. Нормально ли это? Не слишком ли тесно шарикам подшипника в такой узкой трубе? И не из-за того ли шатуны вращаются довольно туго (я вырос на каретках «под квадрат»), что подшипники сильно сдавливает при установке?
В общем, не смог спать спокойно пока не докопаюсь до сути.
Ответы можно получить с помощью простого эксперимента — покрутить систему, когда она установлена в раму, примерно запомнить усилие вращения. Затем выпрессовать каретку, насадить ее на ось системы и посмотреть насколько легко она крутится в свободном (не запрессованном) состоянии.
Если разница будет существенна, то тому могут быть только три причины (или любые их сочетания):
- подшипники слишком сильно сдавливает из-за того, что диаметр кареточного стакана меньше положенного. Решение очевидное — расточить стакан до положенного значения.
- подшипники перекашивает из-за кривой кареточной трубы (повело при сварке). Этот недостаток устраняется с помощью торцевания. О том, как я это делал, рассказано тут.
- труба была криво расточена (нарушена соосность посадочных мест). Это 100%-ый брак рамы и я даже не представляю, как с этим бороться в домашних условиях. Поэтому будем надеяться, что это не мой случай.
И действительно, моя система Hollowtech II с кареткой BB86/92 в свободном состоянии вращается настолько легко, что даже не верится! Несколько фоток для истории:
Для объективности оценки нужно было получить какие-то цифры, чтобы их потом можно было бы сравнить. Поэтому запрессовал обратно каретку, воткнул систему и повесил на конец шатуна пластиковый стаканчик:
В стаканчик кидал гаечки до тех пор, пока шатун не пришел в движение. Пришлось накидать 143 грамма:
При длине шатуна 175 мм, это соответствует крутящему моменту:
0.175 m * 0.143 kg * 9.8 = 0.24 Nm
После это я снова выпрессовал чашки (здесь рассказано, с помощью чего я это делаю) и расточил кареточный стакан с помощью наждачки:
Делать это надо максимально симметрично и сразу по всей длине трубы. В качестве оправки идеально подошел флакончик с каким-то одеколоном. Пришлось, конечно, повозюкаться, но результат был достигнут: замеры показали, что диаметр трубы достиг 40.9 мм. Это все еще меньше, чем нужно, но я решил не борзеть.
Запрессовал каретку обратно, а когда воткнул правый шатун, сразу увидел хороший признак: система стала поворачиваться шатуном вниз просто под действием силы тяжести. На картриджных каретках это обычное явление, а вот на шимановском пресс-фите я этого еще не видел:
В принципе этого достаточно, чтобы бежать за шампанским, но все же хотелось точных цифр. Снова призвал на помощь пластиковый стаканчик с гайками. На этот раз оказалось достаточным всего 39 грамм:
Это соответствует крутящем моменту на оси системы: 0.06 Hm. А до расточки трубы, как мы помним, было: 0.24 Нм. Улучшение налицо. Чисто субъективно это ощущается, как значительно более легкое вращение системы шатунов. Я даже снял видео, чтобы посчитать количество оборотов, которое делала система до и после возни с наждачкой:
***тут должно быть видео, но его нет***
Кстати, чашки стали запрессовываться легко и непринужденно, без каких-либо чрезмерных усилий и посторонних звуков:
Систему без проблем воткнул рукой. Раньше, помню, приходилось забивать резиновым молотком.